Психофизиология и психология подросткового возраста



Прочитайте, пожалуйста, научные данные о подростковом возрасте и Вы увидите, как мало в текущем периоде зависит от нас и как много – от процессов, запущенных природой, чтобы понять, что Ваш ребенок не «испортился», а просто растёт, что он не поглупел, не сошёл с ума и не перестал их уважать, а проходит важный этап своей жизни и сам едва справляется с изменениями в себе. 

«В начале полового созревания по ряду нейрофизиологических показателей выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Они проявляются прежде всего в особенностях ЭЭГ, характеризующей состояние спокойного бодрствования. У подростков отмечаются замедление альфа-ритма, его гиперсинхрония, увеличение представленности медленных волн и высокочастотной активности. В ЭЭГ подростков регистрируются генерализованные комплексы высокоамплитудных колебаний, отражающих повышенную активность диэнцефальных структур. Все это свидетельствует об ухудшении функционального состояния коры (головного мозга) и снижении ее регулирующего влияния на нижележащие структуры по сравнению с показателями девяти- и десятилетних школьников. Определенная дезорганизация состояния покоя связана с мощной эндокринной перестройкой на данном этапе развития, следствием которой является нестабильность параметров ЭЭГ в течение года, отражающая снижение адаптационных возможностей организма… Как правило, у девочек максимум “отрицательных” сдвигов приходится на 13, у мальчиков – на 14 лет…»

«Эмоциональная сфера младшего школьника и подростка существенно различается. Если эмоции первого носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции второго характеризуются большой силой и трудностью в управлении. Подростков отличают большая страстность и вспыльчивость, неумение сдерживать себя, слабый самоконтроль, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского, в 5-м классе учащиеся проявляют упрямство в шесть раз чаще, чем в 6-м; в девять раз чаще бравируют недостатками и в пять раз чаще проявляют своеволие; в 42 раза (!) чаще совершают немотивированные поступки. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, в результате чего он часто не может довести начатое дело до конца или уничтожает уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым и выдержанным в какой-либо деятельности, если таковая вызывает у него сильные положительные чувства».


Т.е. такие возрастные проявления, как раздражительность, чувствительность, несдержанность - временные, проходящие.

 Особенности этого периода:

·        трудности с прогнозированием последствий совершаемых действий;

·        импульсивность;

·        зависимость от мнения сверстников;

·        протестные реакции;

Есть возможность добавить свои наблюдения..... (написать в комментариях) 

Здесь, дорогие родители, можно использовать метафору «побочных эффектов»: чтобы из ребенка сделать взрослого, природа применяет гремучий коктейль из гормонов, у которых есть много досадных побочных эффектов. И очень здорово, когда можно заглянуть в инструкцию по применению такого коктейля и узнать, чего стоит ожидать. 

Далее

Комментарии