Построение детско-родительских отношений с подростком
Настало время подумать о том, как мы, родители, можем сделать обстановку дома более предсказуемой и спокойной.
Становится ясно, что изменить ребенка не получится, с ним (по крайней мере физически) все происходит по заведенному природой порядку.
Значит, надо меняться родителям, вернее, менять наше отношение с подростком.
Поскольку в сложившейся ситуации, в рамках ограничительных мер, нам сложно организовать очную встречу, где мы с вами должны бы сообща обговорить и разработать стратегию наших действий. Я предложу своего рода «правила», а вы, при желании, можете подкорректировать (в комментариях) или согласиться с данными решениями:
1. Соблюдать четкость
границ. Поведение подростка часто напоминает революцию: он пытается
«свергнуть» родителей с семейного «трона», нарушает нормы общежития, устанавливает
собственные правила и законы. Если родители включатся в эту «борьбу за власть»
всерьез, для «декабриста» результат будет плачевным: его неизбежно постигнет
ощущение собственной беспомощности, зависимости, незначительности для
родителей. По сути, в этой ситуации ребенок, находясь дома, чувствует себя
бездомным. У него как будто нет ничего своего в этом пространстве. Когда
родители силой навязывают ему свое мнение и свои порядки, подростку становится
невыносимо переживать свою несамостоятельность: есть еду, которую они считают
полезной, носить одежду, которую они ему покупают, пользоваться их, а не своими
вещами…
Очень важно, чтобы в
ответ на «революционное» поведение ребенка, родители были сдержанны
и тверды в поддержании тех порядков, которые действовали в семье до
вступления их чада в подростковый возраст, но не более – нельзя
переходить границу, за которой начинается диктатура! У ребенка должно быть
право высказать свое мнение (если он сформулирует его спокойно и уважительно);
организовать все в своей комнате так, как он считает нужным и удобным (если это
не претит разумности); в свободное от школы время носить ту одежду, которая ему
нравится; самостоятельно определяться со стрижкой, макияжем, маникюром,
украшениями; а также музыкой, фильмами и книгами. Это также означает, что
родители не должны будить его утром, если он не смог вовремя лечь вечером.
Достаточно будильника – если ребенок не встал после звонка, он должен
столкнуться с последствиями опоздания в школу.
Кроме того, за подростком
должны быть закреплены некоторые обязанности по дому. За их невыполнение его
следует лишить каких-то благ: посещения кинотеатра в выходные или
дополнительного времени на компьютерную игру. Подросток может гулять, где
хочет, поставив родителей в известность о своем местонахождении, при условии,
что у него включен мобильный телефон. Если он не пришел домой к оговоренному
времени, родители должны твердо настоять на его немедленном возвращении или
забрать его оттуда, где он находится, несмотря на то, что ему может быть
неловко из-за этого.
2. Проявлять
терпение, человечность, любовь и уважение. Как бы подросток ни вел себя
в текущий момент, он все равно остается для родителей родным и любимым. И
ему важно всегда чувствовать это. Если он позволяет себе что-то неприемлемое,
это не означает, что реакция родителей должна быть симметричной. Им следует
оставаться в рамках своих ценностей и помнить о том, что они – лучший
пример для своего ребенка. Нужно сохранять спокойствие и обращаться с
подростком уважительно – это будет опорой и главным ресурсом взаимоотношений.
3. Помнить о важности
извинения. Как подросток, так и родители могут сгоряча сказать друг другу
что-то обидное. Четыре-пять лет, в течение которых подросток переживает кризис,
для всей семьи тоже являются стрессовыми, кризисными. Родители практически не
успевают прийти в себя, утрачивают ощущение стабильности и безопасности. Однако
их способность и готовность извиниться перед ребенком за повышенный тон,
обидное слово или неправильное решение очень важны, т. к. дают ему опору:
он понимает, что его видят, слышат, ценят, уважают, берегут.
4. Быть готовым к
переменам. Ребенок – это воплощение перемен. То, каким он кажется родителям
в подростковом возрасте, часто не совпадает даже с тем, каким он будет всего
лишь через несколько месяцев. Невозможность опереться на реальность и
подготовиться пугает, но понимание воодушевляет и обнадеживает: да, сейчас с
ребенком очень трудно, но это не навсегда, потом будет легче, все встанет на
свои места.
5. Осознать ценность
диалога. Подростковый возраст проходит мягче и оставляет меньше
символических и реальных ран на теле и душе ребенка, если он знает, что
родители рядом и готовы поддержать его. Если они оказываются на стороне
ребенка в сложной для него ситуации, это становится их родительской победой на
многие и многие годы. Ребенок испуган происходящими с ним изменениями не
меньше, чем его мама и папа, и остро нуждается в поддержке. Простое
внимание, терпение, вовремя сказанное слово – все это очень важно.
И никогда не рано поговорить с ребенком на важные темы и изложить ему
родительскую позицию по вопросам случайной беременности, необходимости обучения
в школе (или возможности учиться на дому, посещать занятия в интернате) и пр.
6. Проявлять
настойчивость и устойчивость. Быть родителем подростка утомительно. У
ребенка изначально больше сил и упорства в ситуациях, когда ему нужно
«прогнуть» границы, установленные родителями. Очень важно, чтобы эти границы
были гибкими, но прочными. Когда ребенок снова и снова пытается взять родителя
«измором», можно сказать ему: «Хорошая попытка, сынок (доченька), но правила
есть правила».
7. Быть прямолинейным
в вопросах безопасности. В том, что касается безопасности, не должно быть
разночтений. Время возвращения домой с прогулки, возможность ходить
в гости и приглашать гостей в дом, поездки в дальние районы,
проведение времени в незнакомых компаниях – все эти вопросы требуют четкого
выполнения. Нарушение установленных родителями правил всегда должно
сопровождаться санкциями.
8. Искать общий язык.
Ритм жизни родителей может казаться подростку скучным и монотонным, их ценности
восприниматься как пережиток, досуг – пустое времяпровождение. По сравнению
с многообразием и хаотичностью внутренней жизни подростка жизнь взрослого
человека действительно может казаться излишне упорядоченной и размеренной, но в
этом столкновении двух культур все равно очень важно искать общий язык:
занятия, которые доставляют удовольствие и родителю, и ребенку; общие темы для
разговора; волнения и тревоги ребенка, которые он хотел бы разделить с
родителем. Все это – основа для взаимного доверия.
9. Проявлять
устойчивость к молчанию, секретам и лжи. Для подростков характерно в той
или иной ситуации видеть в родителях врагов, узурпаторов власти, жестких
надсмотрщиков, неустанных контролеров и критиков. Этими собирательными образами
родителей они делятся друг с другом, рассказывая, за что «предки убили бы их».
В то же время к реальным родителям эти образы никак не относятся. Это тоже один
из «симптомов» подросткового возраста – к сожалению, часто отнюдь не
безобидный: нарисовав себе подобный портрет родителей, подростки начинают
скрывать от них свою жизнь, обманывать, умалчивать и секретничать. Важно, чтобы
родители однозначно и прямолинейно реагировали на ложь по поводу значимых
ситуаций (например, прогула уроков в школе, распития алкоголя в компании
сверстников и т. п.), применяя к подростку санкции (те же, что за нарушения
правил безопасности).
Комментарии
Отправить комментарий