Здравствуйте, уважаемые взрослые! 

Сегодня мы поговорим о наших детях, о детско-родительских отношениях в рамках подросткового возраста. 

И в чем же особенность взаимоотношений в семье, воспитывающей подростка?

Родители обычно жалуются не столько на ребенка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте со взрослеющим сыном или дочерью. Реальность, которая еще вчера была относительно стабильной, взрывается с наступлением эры пубертата. 

Вчерашняя симпатичная девочка в мгновение ока превращается в девицу с пирсингом, агрессивным макияжем и фиолетовыми волосами. Мальчик, который был послушным сыном и делал успехи в спорте, вдруг угрожает тем, что не пойдёт школу, перестает убираться в комнате и мечтает уехать автостопом в неизвестном направлении . Это еще достаточно безобидные примеры прохождения ребенком фазы подростничества. 

Как выглядит «архитектура» подростковых проявлений, из каких компонентов она состоит?

Первое и самое явное, с чем сталкиваются родители, – это протест, выражаемый в той или иной форме: в мягкой – когда ребенок не спорит с родителями, но игнорирует их рекомендации, советы и просьбы, или в жесткой – с уходом из дома, отключением мобильного телефона, пробой сигарет, прогулами школы и физической агрессией в отношении взрослых.

Второй компонент – закрытость. Ребенок, который вчера был «как на ладони», сегодня запирается в комнате, прячет вещи, односложно отвечает на вопросы и ничего о себе не рассказывает. Неосведомленность о том, как проходит жизнь сына или дочери, тревожит родителей и толкает на попытку вторжения в личное пространство подростка: читать сообщения на телефоне, просматривать историю поисковых запросов в браузере, рыться в вещах.

Третья особенность подростковых изменений – вспыхнувшая сексуальность и влюблённость на фоне чудовищной, по ощущениям родителей, безответственности и наивности. На эту тему сложно говорить, но она так или иначе всплывает в конфликтах, причем часто в виде нереалистичных требований: пытаясь вернуть своих детей в пору невинности, родители то и дело затевают споры по поводу их прически, макияжа, одежды, поведения, что можно перевести как послание «Мы хотим, чтобы ты снова стал маленьким, послушным, трогательным ребенком. Мы не в силах видеть тебя таким взрослым и практически готовым к тому, чтобы самому стать родителем».

Перечисленные компоненты подростничества – протест, замкнутость и пробуждение влечения – делают детско-родительские отношения трудными, взрывоопасными, травмирующими.

И очень часто в этот момент родители обращаются к психологу с просьбой поработать с подростком...

Вот здесь, как раз, важно осознавать невозможность работы с ребенком, которого на консультацию привели (или заставили прийти) родители, поскольку у него нет своего запроса, он не намерен сотрудничать с педагогом-психологом и не собирается «жаловаться». В данном случае работать можно только с родителями, ориентируясь на два направления:
1) работу с чувствами;
2) ориентацию на построение понятных и устойчивых границ в детско-родительских отношениях. 

Поэтому сегодня, уважаемые родители, будем разговаривать о наших подростках...

Нажмите далее


В Блоге "Подростковый возраст" следующие разделы:

1) Главная;

1) Мозговой штурм (работа с чувствами);

3) Психофизиология и психология подросткового возраста;

4) Построение детско-родительских отношений с подростком;

5) Итог.

 


Комментарии